По какой из вышеперечисленных причин возникает деревня Селятино неизвестно, но факт остаётся фактом. Где-то между серединой 14 века и серединой 16 века на Боровском тракте появляется деревня Селятино.
А теперь обратимся к документальным источникам. Сразу хочется сказать, что многие архивы сгорели вместе с Боровско-Пафнутьевым монастырём  при набеге татар. Поэтому при поиске исторических данных приходилось довольствоваться не первоисточниками (грамотами), а переписными и другими книгами.
Первое найденное мною упоминание нашей деревни относится к 16 веку.

Из книги «Боровск. Материалы для истории города XVII и XVIII  столетий». 1888 года  издания.  Из описи 1701 года (Цитаты даны в современном прочтении с орфографией, сокращениями и пунктуацией источника).
«С т а н  Г о г о л е в.
За Пафн. же м-рем вотчины по вышепис. перечневым книгам и по сказке старосты Ефрема Яковлева, да целовальника Зота Семёнова в Гоголевом стану село И л ь и н с к о е, дер. С е л я т и н а, да по той же вышеписанной сказке слц. К н я ж и щ е в о,  дер. В о л о д и м е р о в а... А в дер. Селятине кр-нских 9 дворов, людей в них муж. полу 47 ч-к, тягла под ними 4 осмака» .
Ещё одно упоминание этих деревень найдено в книге «Монастырское хозяйство», взятой из истории Боровско-Пафнутьева монастыря:
«...быстрый переход с натуральной оплаты на денежную не оправдал себя и с 1710 года большинство переведенных на оброк крестьян возвращено на барщину. Барщина опять стала основной формой ренты. Начало 18 века характеризуется увеличением сдачи земель в аренду… Все крестьяне села Ильинского, деревень Селятиной, Володимировой Московского уезда, арендовали 13 пустошей, за что платили в год 14 рублей 13 алтын 4 деньги и т.д.»
А вот уже опись 1763 года из книги «Боровск. Материалы для истории города XVII и XVIII  столетий». (93 год церковного календаря соответствует 1584 г. Это самое раннее упоминание Селятина):
«За упомянутым же Пафн. м-рем издревле ещё до 93 г. при вел. государех царех и вел. князех Иоанне Васильевиче, Фёдоре Иоанновиче, во владении была пожалованная вотчина в Моск. уезде пустоши сельцо И л ь и н с к о е  и  С е л я т и н о  и  слц  ж  Ч е р н ы ш о в о  со всеми к ним принадлежащими пустошьми и угодьи, которым и во 132 (1623) г. февраля 25 д. жалованною вел. государя царя и вел. князя Михаила Феодоровича всеа России самодержца грамотою, данною за подписанием собственною его вел. государя рукою, за оным Пафн. м-рем во владении быть подтверждено... и те жалов. грамота и писцовыя и межевыя книги и прочие крепости ни по каким указом не отменены и ничем не опорочины и от того м-ря это владения вечнаго то недвижимое не отнято, и того м-ря бывшия власти тою вотчиною без всякаго препятствия по 706 год и владели».
Давайте разберём эту запись.
Правление Иоанна Васильевича проходило с 1533 по 1584г.г. А Фёдора  Иоанновича с 1584 по 1589 г.г.  Но как написано, при них во владении у Пафнутьева монастыря уже была пожалованная вотчина с этими деревнями. Значит, пожалована монастырю она была ещё раньше. Более ранние сведения пока не найдены. Поиски ещё впереди.
Деревня Ильинское (находившаяся в современной топологии за улицей Фабричной), просуществовала до начала 20 века и была снесена в связи со строительством полигона. Жители частично переехали... в нашу деревню Крутилово. В Крутилово (в районе школы № 2 и домов 29, 30, 16) образовалась Новая слобода. Её жителей называли переселенцы. Значит, потомки жителей д. Ильинской живут сейчас в посёлке Селятино. (На РИС.7  фотография учащихся селятинской школы № 1. На заднем плане фотографии – дома Новой слободы).
Вернёмся к тексту описи. При восшествии на престол нового царя, все жалованные грамоты заверялись подписью нового царя. О чём делалась соответствующая запись. Это подтверждают следующие цитаты из той же книги:
«А в писцовых 136 и 137 г.г. (1627-28 г.) книгах написано: Село  И л ь и н с к о е,  а  В о л о д и м е р о в о  б о л ь ш о е  тож, на ручью на Посерне у рчк. у Малой Пахры; п., ч. б. село Ч е р н ы ш о в о, на Малой Пахре; п. Л и с и ц ы н о,  а  Л а с и ц ы н о  тож, у болота у Чернавки; п. С е л я т и н о  на рчк на Селятинке; п. К н я з и щ е в о  на рчк. на Малой Пахре...»
Малая Пахра – это современная речка Десна.
Как мы видим, Чернышово указано уже пустошью, что была селом. Сейчас мы уже не знаем, где оно находилось. Да и деревня Селятино указана тоже пустошью. То есть Селятино переживало свой упадок. Пустошью указано и  бывшее прежде сельцом  Князищево (ныне Петровское). Изменилось и написание. Прежде было Князищево, а стало Княжищево. Судя по названию, принадлежало оно прежде какому-то князю. Кстати, в «Обозрении писцовых книг по Московской губернии» указано, что где-то в это же время одним из владельцев п. Селятино был Жежельской Михайло, князь. Это ещё одна ниточка в историю. Может от него пошло название и п. Княжищево. Впереди ещё много интересных исследований и находок.
В книге В.и Г. Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и сёлах» Селятина в 1627 году указано пустошью, а в 1678 уже деревней, в которой есть и крестьянские дворы, и монастырский двор, в котором 8 человек.
Следующие годы характерны  большим изъятием монастырских земель и перераспределением их между приближёнными царей. А те в свою очередь проигрывали деревни в карты, отдавали за долги, продавали, нуждаясь в деньгах. И здесь хочется привести как пример кусочек истории соседнего села Петровского. В вышеуказанной цитате оно упоминается ещё как Князищево. И мы увидим, почему оно изменило своё название. Перед вами цитата из той же книги «Боровск. Материалы...» Опись 1763 года:
«И в 706 г., по прошению бывшаго кабинет секретаря (что потом был тайный действ. советник и кавалер барон) Петра Павлова с. Шафирова, из бывшаго Монастырскаго приказу по записному во оном, за подписанием тайного сов. гр. Мусина-Пушкина, имянному блаж. и вечной славы достойныя памяти государя импер. Петра Великаго указу, означенная старинная Пафн. м-ря вотчина село Ильинское с деревнями и с прилежащими к ним угодьи отданы были во владение ему бар. Шафирову из платежа подлежащего оброка с таким обязательством, чтоб той вотчины ему бар. Шафирову не продать, не заложить и не разорить и ни в какие крепости не укрепить и оброк платить без доимки по вся годы, о чём  значит в Государств. Вотчинной Коллегии в  вынесенной из Канцелярии Синодальной Экономического правления справке имянно. А после оного бар. Петра Шафирова сын ево статский советник бар. Исай Шафиров, быв в великом шумстве и в несовершенстве ума своего (о чём значит по касающимся до него делам) незнаемо с какого виду именовал то м-рское село Ильинское сельцом, а пустошь Князищево селом Петровским, и оную м-рскую вотчину в прошл. 1745 г., включа с протчими своими деревнями на ряду под образом  будто отцовских ево крепостных недвижимых имениев, продал покойному генерал-лейт. и кавалеру Алексею Иванову с. Такаринову (?), на что в прошлом же 1749 г. в Государств. Вотчинной Коллегии онаго м-ря отца архимандрита Митрофана Шеинкова с братиею о возвращении той старинной м-рской вотчины за оной Пафн. м-рь по прежнему поданы прошения, токмо оная вотчина и с принадлежащими угодьи и по ныне в Пафн. м-рь не возвращена и во владении состоит по неправильной помянутого стат. сов. бар. Исая Шафирова продаже предреченнаго генерал-лейт. и кавалера Тараканова по покупке у сына его; а какой он ранг имеет неизвестен».
Вот так в одночасье можно было продать, переименовать, повысить или понизить статус населённого пункта. Кстати, Церковь Петра Митрополита в Петровском – единственная в Московской губернии.
Давайте вернёмся к Селятино. Мы оставили его в 1627-28 году. Что же случилось дальше? Чтобы лучше понять, вернёмся чуть назад.
Итак, как мы предполагаем, в 14-15 веках крестьяне митрополичьей вотчины основывают в наших местах дер. Селятино. Как потом подтвердят документы, они не просто основательно здесь устроились, но и поставили подальше от дороги церковь Николаю Чудотворцу. Чтобы очередные набеги не разорили её. Когда это было, неизвестно. Но Патриарший приказ тоже вел  свой учёт церковным земельным и иным владениям. Для этого все земли были поделены на десятины (церковное разделение земель). Наши земли относились к Загородной десятине. И кто бы знал, что интересующие нас сведения я найду в «Описи церквей и церковных мест по Серпуховской десятине».
И вот там, среди описей церквей и церковных земель, я нашла сведения, которые замкнули круг наших поисков и привели нас к однозначному выводу. Наше Селятино имело прямое отношение к деревне Селятино, располагавшейся в Москве и тянувшей к селу Голенищеву-Троицкому – вотчине митрополита. Впоследствии Троицкое  - домовое село Патриарха Всея Руси.
Цитата длинная, но я приведу её полностью. Она многое объясняет.
«Николая чудотворца на речке Черемховке и на реке Пахре. По писцовым книгам московскаго уезда, письма и меры Фёдора Пушкина, да дьяка Андрея Строева 135 и 136 (1627-1628) годов в Шахове стану: «пустошь, что была погост приходный, на речке Черемховке и на реке Пахре, а на ней место церковное, что была церковь Николая чудотворца, пашни  церковныя земли перелогом и лесом поросло по 12 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен, лесу непашеннаго 3 десятины» (Писцов. кН. 689, л. 91 об.). По  дозорным книгам Патр. каз. приказа 7189 (1680) года сентября в 9 день: на пустоши Никольской кладбища с десятину, а сенных покосов по смете на 100 копен, пашни лесом поросло на версту, возле ея речка Черемховка и под тою пустошью пала в реку Пахру и ныне у той церковной земли от верейскаго уезду вверх по реке по Пахре проложены вновь грани три столба, а кругом старых меж и граней нет, а от Москвы та земля 50 вёрст, от большой Боровской дороги едучи от Москвы, в левой стороне верст с 5; а возле той пустоши пустошь Селятино – вотчина вдовы Анны Юрьевой дочери Паниной, а с другой стороны за речкою Черемховкою князь Фёдора Богданова сына Долгорукова сельцо Алымово; а по сказке  вдовы  Анны Юрьевой дочери Паниной сельца Столбова прикащика ея Устинка Андреева тою церковною землею владеет она вдова изстари, а почему владеет - того она не ведает. И на той пустоши по досмотру ныне сена стоит 4 стога, а по смете возов будет по 10 в стогу, а иное свезено, а в приходе та церковная земля погосту  церкви Архистратига Михаила» ( Патр. прик. дозорн. кн. 141, лл 139-140. 
«7190 (1682) года июня в 14 день, по указу патриарха, за пометою дьяка Перфилия Сепенникова церковная николаевская земля отдана на оброк московскаго уезда патриарша домоваго села Троицкаго, что на Сетуни, крестьянам, а оброку велено им платить в патриаршу казну по 24 алтына на год». В 1740 г. церковная земля находилась на оброке у князя Голицына с платою оброка по 6 р. 62 коп. на год (Патр. прик. кн. 101, л. 250 об., кн. 118, л. 6).
И, наконец, в книге В.С.Кусова «Земли Московской  губернии в 18 веке» значится за № 169 «Николаевской, впусте лежащий погост Московского уезда, Шахова стана, ни у кого во владении не состоит, межевал 29 мая 1769 г. Рудометов...»
Вот такая история. Давайте повнимательней разберём записи.
Речка Черемховка – нынешняя Черемошка.
В 1627 году никольская земля уже представляла собой пустошь частично заросшую лесом. А когда-то это был погост приходный с церковью. В погосте обычно стояли одна, иногда две церкви (теплая и холодная), попов двор, кельи старцев или нищих. И один два бобыльских (одиноких хозяев) дома для приёма странников, гостей. Приходным погост называли в том случае, если это был погост при действующей церкви, имеющей свой приход. То есть это было не глухое место, а центр пусть небольшого, но прихода. Сколько должно было пройти времени, чтобы поставленная в глухом месте церковь обрела свой приход, а затем прекратила существование, а земля превратилась в пустошь? Об этом можно только догадываться. Но мы знаем, что в 1680 году эта земля, вместе с пустошью Селятино, были во владении Анны Юрьевой дочери Паниной. Как эти земли к ней попали, та и сама не ведает. Но уже в 1682 году патриарх распоряжается отдать николаевскую землю  в оброк не кому–нибудь, а крестьянам своего домоваго села Троицкого, находящегося от нас в 40 верстах. Я так думаю, что она просто вернулась к прежним владельцам, которые заявили на неё свои права, которые почему-то в своё время перешли к некоей Анне Паниной. Но  уже через 11 лет и далее земля находилась на оброке у князя Голицына, за которым числилась ещё и в 1740 году. Потом по Писцовой книге значится: 29 мая 1760 года межеванная  земля: «Погост Николаевской Пустовой Писцовой проданный графам Никите и Петру Паниным». Эти же Никита и Пётр Панины владели и соседним Алымовым. Значит, будучи владельцами рядом расположенной д.Алымово, решили расширить владения и  выкупили погост Николаевской пустовой. Пустовой – значит не обрабатываемый, запущенный. А Писцовой – значит ни за кем не числящийся, а просто записанный в писцовой книге. А уже в 1769 году владельцев у земли не было.
Вот так и разматывается клубочек истории, и найденные записи помогают связать все ниточки в одну. А сколько описок и ошибок в датах, именах и названиях создают путаницу при поисках сведений.
Но давайте вернёмся к деревне Селятино. Мы не ставили перед собой задачу рассказать историю деревни Селятино. Мы пытались отыскать корни названия СЕЛЯТИНО. И это нам вполне удалось: и найти, и доказать. В основе названия нашего посёлка Селятино лежит имя конкретного человека – Селяты, жившего в Москве в 14 веке.