И вот документы были найдены! Упорная кропотливая работа с древними источниками дала однозначный ответ: деревня Селятино, а от неё и посёлок, получили своё название от Селяты, жившего в 14 веке в Москве. И сейчас я уже могу вам поведать всю историю происхождения названия СЕЛЯТИНО.
Итак, отправляемся в 14 век, в Москву.
В то время в долине реки Сетуни, на небольшой речке Раменке (ныне это улица Лобачевского и Олимпийская деревня), располагалась деревня Голенищево-Троицкое - вотчина московских митрополитов.
Из книги И. Е. Забелина «Кунцово и Древний Сетуньский стан»: «Вся эта Голенищевская мъстность съ деревнями, ръками, прудами, мельницами, лугами, лъсами, болотами и со всъми угодьями постоянно принадлежала митрополичьему, а потом патрiаршему дому, на который крестьяне работали всякую страдную работу».
Изучая грамоты, договоры, жития, древние книги, я вышла на митрополита Феогноста, жившего в 14 веке. Чем он был знаменит? Какое отношение Митрополит Всея Руси имеет отношение к названию «Селятино». А самое прямое. Он стал, если можно так выразиться, крестным отцом этого названия. А было всё так.
Митрополит Феогност, преемник святого митрополита Петра, много сделал для становления российского государства, для развития Москвы. Два раза он ездил в Орду. И не просто так, а вести переговоры, чтобы были у церкви льготы не платить в Орду дань. Много потратил Феогност денег на подарки, да подкуп, но дело своё сделал! Освободил хан церковные земли от дани. И чем больше на Руси было церковных земель, чем больше деревень и поселений относилось к монастырям, тем больше народу не платило дани.
А по возвращении из Орды святитель был огорчен страшным пожаром, опу¬стошившим Москву и истребившим до 18 церквей. Это бедствие тем более было тягостно, что пожар 1343 года был уже четвертый при блаженном Феогносте. И тогда Феогност решает строить новые церкви, но не в центре Москвы, а на её окраинах, чтобы пожары, часто случавшиеся в то время, не наносили такого большого ущерба.
К этому времени и относится первое упоминание имени Селяты.
Давайте определим «это время». Феогност вернулся из Орды в 1343 году, а умер в 1353 году. Об этом десятилетии и говорится в книге И. Е. Забелина «Кунцово и Древний Сетуньский стан»:
«Преемникъ св. Петра, митр. Феогност устроилъ здъсь новое село. Вверх по ръчкъ Раменкъ жил тогда митрополичiй коровникъ, прозванiемъ Селята; на томъ мъстъ святитель поставилъ церковь во имя св. Николы чуд. и стало называться это мъсто Селятино, къ которому приписаны были и окрестныя деревни. Это теперешнее село Никольское, въ верховьи Раменки»
В другом источнике, книге Кулишер И.М. «История русского народного хозяйства», читаем:
«При митрополите Феогносте "по Рамене-реке на земле Голенищевской жил митрополит коровник Селята и на том месте преосв. Феогност митрополит поставя церковь св. Николы и зовется то место Селятино и с деревнями, что дорога идет к Можайску, того ж села Голенищева земля с лесы и луги; а те христиане голенищевские и селятинские и тех деревень на дворе митрополиче всякую страдную работу работают".
Давайте немного поразмышляем над этими записями.
Итак, жил наш Селята при митрополите Феогносте в 14 веке и был коровником.
Кто же такой коровник? В те годы человек, ухаживающий за коровами, назывался «коровяк». А коровник – отвечал за работу всего «заднего двора», где находились в основном амбары, да скотные дворы. То есть сейчас бы мы назвали его управляющим. И это был не простой управляющий, а руководивший значительной частью большого хозяйства самого митрополита всея Руси. Вот как описывается задний двор митрополита в Голенищеве в книге И.Е. Забелина: «Сверхъ того на селъ была большая конюшня и скотный дворъ съ яслями, хлъвами, сараями, омшениками и скотными избами». Коровник отвечал за содержание животных, контролировал покосы, заготовку кормов, выезжал (а, может, ходил) в другие митрополичьи деревни, чтобы проверить содержавшийся там скот.
И была у этого коровника Селяты своя деревня. Не просто дом, где он жил, а ещё и свой двор, да дома крестьянские. Это был зажиточный человек, которого хорошо знал сам митрополит. Да и расположение деревни Селятино, «тянувшей» (относящейся) к Голенищеву-Троицкому, всего в нескольких верстах говорит о высоком положении коровника.
И вот в деревне своего коровника Селяты митрополит решает возвести церковь Николая чудотворца.
Кстати, в те века:
- починок – один, два дома, построенные на новом месте,
- деревня – несколько домов,
- сельцо – небольшая деревня с церковью,
- село – большая деревня с церковью, храмом,
- пустошь – оставшиеся один, два дома от бывшей деревни.
Наверно, Селята был на довольно высокой должности, если митрополит всея Руси, у кого он работал, выбрал его деревеньку для строительства церкви. Тем самым, он делал деревню селом, то есть повышал её статус. А значит и положение коровника Селяты.
И самое главное. Митрополит с того момента называет деревеньку именем коровника - СЕЛЯТИНА. То есть деревня коровника Селяты. Деревня перестала быть безымянной, приобрела собственное имя и уже к ней стали «тянуть» другие небольшие деревеньки. Значит, после решения строить в этой деревне церковь, положение Селяты не просто укрепилось, а значительно повысилось.
Протекавшая рядом безымянная речушка стала называться Селятинкой. Эта речушка указывается на многих картах Москвы 16-17 веков.
Так на карте Москвы складывается интереснейший для нас комплекс: в долине большой реки Сетуни протекает речка Раменка. В неё впадает маленькая речушка Селятинка, переименованная потом в Смородинку (А может она изначально была Смородинкой, а потом к ней вернулось название?). На Селятинке стоит д. Селятино с церковью Николы Чудотворца, а недалеко митрополичье село – Голенищево-Троицкое, к которому тянула д. Селятино. А вокруг леса да поля.
Так и видишь... идёт по дороге Селята с посохом в руке проверять вверенное ему хозяйство.
Чем же закончилась история московской деревни Селятино?
В 1504 году в жалованных грамотах Великого Князя Иоанна Васильевича «о неподсудимости наместникам и волостелям митрополитских сёл и монастырей в Московском и других уездах» упоминаются в Сетуньском стане сёла Голенищево и Селятино. По тому, что эти сёла упоминаются вместе да в жалованной грамоте самого Великого Князя (так тогда царей звали), можно предположить, что Селятино тогда было в расцвете и играло важную роль.
Чуть позднее в истории Больших Вязём я нашла грамоту, датированную 5 июня 1526 года с записью, подтверждающей, что селятинские крестьяне, наряду с голенищевскими (более высокими по положению), обладали одинаковыми льготами и освобождались от многих повинностей: "От великого князя Василья Ивановича всеа Руси на Веземской ям ямщиком Ивашку Меленкину с товарищами. Велел есмь на Веземском яму с сох с подводами стояти с своих, великого князя, сел, что за поместщики, и с митрополичих, и з боярских, и с монастырских, и всем без омены, чей хто ни буди. И вы бы с тех с всех сох велели с подводами на яму стояти по первой моей грамоте опричь митрополичих сел и деревень. А с митрополичих бы есте сел з Голенищова да с Селятина и з деревень подвод и проводников не имали по сей моей грамоте. Писана на Москве лета 7034 июня в 5 день".
Значит, в начале 16 века эта деревня ещё существовала. Чуть позднее она была разорена набегами татар, и на её месте осталась пустошь. Но в 18 веке эту пустошь заселили белорусами, назвали Никольским по стоящей здесь когда-то Никольской церкви. Деревня Никольское, была снесена уже в 20 веке при строительстве Олимпийской деревни. Остались пруды на месте речки Селятинки, да речка Смородинка, как напоминание о былой истории.