В рубрику «К Году Литературы в России»
Исторические прогулки по Москве.
(Любителям русского языка)
Продолжим наше путешествие по Древней Москве. Говоря о профессиях её жителей, нельзя не упомянуть о местах работы и службы, названия которых говорят сами за себя. На уровне нынешних министерств в то время находились Приказы: Разбойный, Патриарший, Поместный, Челобитный, Холопьего суда, Полоняничный, Постельный, Панихидный, Печатный и другие. Какие яркие названия! Приказов было более ста! При должностях в книге указываются и Палаты (Полаты): Оружейная, Мастерская, Аптековская и другие. Также часто упоминаются Дворцы: Хлебный, Сытный, Кормовой, Государев мытенной, Государев боевой и другие. Встречаются названия казённых изб: Конной, Пожарной… (Написание даётся по книге).
Вот цитата с «Переписной книги города Москвы»: «От Неглинны въ в переулке: Дворы Сытного дворца стряпчего Ивана Васильева, жильца Петра Пушкина, стольника князь Ивана княжъ Иванова с. (сына) Львова, Кормового дворца подклюшника Ивана Васильева, головы стрелецкого Василья Пушешникова…, сусальника Ивана Ильина, Оружейной полаты мастера Петра Анофреева…, Кружечного головы Остафья Иванова с. Кошурина…» Здесь конечно имеется в виду окружной голова – по-нашему руководитель округа.
Давайте-ка мы продолжим прогулку по улицам Москвы 17 века. Дома вокруг в основном стояли деревянные. Чтобы не попасть в грязь, на улице делали деревянные настилы. А сами улочки набольшие и узкие. То и дело туда-сюда снуют стольники (в древней Руси до 17 века - придворный, занимавший высшие должности в администрации. (Даль). А в основном стольники – это порученцы при князьях да боярах). Вот прогрохотал на своей бочке золотарь (профессионал по очистке отхожих мест, ассенизатор). Недалеко процокал по настилу конь, ведомый на базар барышником (торговцем лошадьми). Гордо шествуют позвякивая связками ключей клюшники в сопровождении подклюшников. Бегут куда-то трубники Пожарной избы. Выглядывают из лавок сидельн(щ)ики - лавочники, торгующие в лавке от хозяина. Важно вышагивает толмач в чалме с Ордынской улицы - в древней Руси должностной, официальный переводчик, посредничавший в беседе между русским человеком и иностранцем. Медленно плетётся кляча с возом сена, а сверху на всех посматривает сам сенник (кто торгует сеном, поставляет сено в дома).
Заворачиваем за угол и попадаем на Тверскую улицу. Одна из центральных московских улиц. Но от других отличается в основном только длиной. Здесь в лавках торгуют рухлядью, в том числе и мягкой, то есть одеждой, обувью и мехами, в основном соболями. Здесь же живут и производители рухляди. Сколько же профессий, связанных с производством одежды и обуви было тогда! Портной мастер, швец, закройщик, кружевник,
кафтанник, шапошник, рукавишник. Эти названия нам понятны. А вот ещё какие профессии встречаются в Переписной книге 17 века:
Игольн(щ)ик , иголочник – делающий иголки или торгующий ими
Холщёвник – торговец холстом,
Крашенник – занимающийся окрашиванием холста, кож…
Шелковник – торговец шёлком
Кутазник – делающий шнуры, кисти и бахромы
Завязошник (?)
Мехами и шкурами занимались:
сыромятник - работающий с сырыми шкурами,
сырейщик - скупщик сырых кож,
бобровник - ловец бобров,
кожевник (кожнак, кожедел, усмарь) - кто вообще выделывает кожевеный товар
скорняк - выделывает пушной товар, то же что пушник
пушник (пушняр, меховщик) – выделывает, подбирает и шьёт меха
(Кстати, раньше пушным называли скотный двор)
овчинник - выделывающий овчину
Обувь делали: лапотник, сапожщик/сапожник. Были и специальные мастера: оковщик, подошевник (занимающийся подошвами), дехтярник (продавец дёгтя для смазывания сапог, чтоб не скрипели). А были и чеботные мастера, которые шили чёботы - обувь типа глубоких башмаков или сапог на каблуках с острыми, загнутыми кверху носками.
Проживали на Тверской и золотых дел мастера Золотой полаты, и сусальники работающие с сусальным золотом в тончайших листках для сусальной позолоты, и алмазщики, и канительщики - те, кто тянул (изготовлял) канитель - тонкую витую золотую или серебряную проволоку, употребляемую для вышивания.
На улице можно было встретить и князя, и боярина, и пристава, и лекаря, и мыльника с мыльни (банщика), и зеркальника, и нищего, и судовщика – хозяина или прикащика судна. Попадались и нарядные девицы в подмосковниках – красных ситцевых сарафанах, и манатейники – монахи в мантиях. Тут же предлагал свой товар и ветошник, торгующий старым платьем и тряпьём.
А вот и Печатная слобода. Здесь проживали и печатники, и переплётчики, Печатного двора наборщики и разборщики, тередорщики и батыщики (в будущем типографщики) печатного дела. Здесь же можно было встретить и самого Фёдора Анкидинова – Книг печатного двора знаменщика.
Отдельно в «Переписной книге города Москвы 1665-76 годов» переписаны дворы Немецкой слободы, где в то время жило много иноземцев. Давайте и мы напоследок заглянем в эту слободу.
Там располагались дворы служивых людей: порутчиков, прапорщиков, ротмистров, майоров, капитанов, полуполковников, подполковников, полковников. Пехотинцев, драгунов и рейтар (всадников). Кстати, слово «рейтузы» (штаны всадника, конника, обычно с лампасами и с кожаной обшивкой. Рейтузник - кто носит или шьет рейтузы) дошло до нас с того времени. Жильцы (служивые люди, но живущие у себя в домах) жили на разных улицах Москвы.
В Немецкой слободе проживали и пороховщики, и пушкари, и ружейные дозорщики, и седельные мастера, и скляночново дела мастера, и пушечново дела мастер Юстръ Фанденъ-Керковенъ, и майор гронатново дела мастер Иванъ Томсинъ. И Посольсково приказу переводчик Яковъ Виберхъ. И турченин Ахметко. И евреянинъ Моша Марковъ. В списках указаны 2 малых литовского полона Пашка да брат его Филька, малой польской Ивашка католической веры, взят полоном.
Вот двор пастора Ягана Сакравенка. Далее расположились торговые иноземцы Франц да Мартын. Встречаются и немчины, и поляки. Двор ружейного мастера немчина Ивана Иванова, двор Касимовского татарина Сеньки Иванова. В следующем дворе стоят Ершова полку начальные люди. А далее двор переводчика Петра Стармара, а он послан в Немецкую землю.
Читая перепись странно видеть у иноземцев русские имена. Но, видно, делалось это специально, потому что это встречается в книге постоянно.
Вот и завершилось наше небольшое путешествие по Древней Москве. Как много может рассказать потомкам простая перепись населения, даже небольшая её толика упомянутая в этой статье. Орфография многих слов соответствует написанию в книге. Написание некоторых слов невозможно передать из-за отсутствия устаревших букв в регистре клавиатуры. Кстати, книгу, которая помогла попасть нам на 400 лет назад, вы можете почитать целиком в Библиотеке имени Б.Ельцина. А словари, которые помогли нам разобраться «кто есть кто» вы можете полистать в Селятинской библиотеке. Приходите, мы ждём вас со вторника по субботу с 12 до 19 часов. А «Селятинский читальный дворик на улице» около библиотеки открыт круглосуточно. Год Литературы в России продолжается! Добро пожаловать!
Теги: Древние профессии Москвы, Древняя столица, этимология профессий