Статья из газеты «Панорама Селятино»
Рубрика «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Престольные праздники
(Из истории деревень г.п.Селятино)

Недавно я обратила внимание на печальную тенденцию. Как-то резко стали уходить в небытие исторические духовные и культурные традиции. К таким традициям относится престольный праздник, который у каждой деревни был свой и считался главным праздником. Сегодня бы мы его назвали Днём деревни. Странно то, что память народа стала резко прерываться не в 30-е годы прошлого столетия, когда по всей стране взрывали церкви и храмы и «внедряли» атеизм, а сейчас, когда наоборот идёт массовое восстановление тех же церквей и храмов. Но всё сводится к точному копированию архитектуры снесённого храма, а вот знания и понимания происходящего нет, традиции отцов и прадедов прервались. Во многих деревнях уже и не помнят, когда у них праздновался и во имя какого события престольный праздник. И самое печальное, что вернуть эти праздники указанием сверху нельзя. Это была потребность души, связанная с бытовой необходимостью, основанные на глубокой вере. Во многих деревнях не осталось уже коренных жителей, как мы говорим сейчас – одни «дачники». Но это не значит, что мы должны забыть наши духовные и культурные корни. В цикле статей я постараюсь рассказать какие престольные праздники и в память какого события праздновались в деревнях нашего поселения.
А для начала вспомним, что же такое «Престольный праздник». Любая церковь строится и освящается во имя какого-то святого или церковного события: «Троицы Живоначальной», «Покрова Божьей Матери», «Казанской Божьей Матери», «Серафима Саровского» и т.д. Престол – стол в алтаре, на котором во время главной службы (литургии) совершается евхаристия (одно из самых сокровенных действий службы). Но если в церкви есть придел, посвящённый кому-то дополнительно, то в нём размещается свой придельный престол. В каждую церковь обычно ходят жители села, где она располагается, и близлежащих деревень. Все вместе они называются – церковным приходом. А жители – прихожанами.
Престольный праздник – это праздник местного значения в память святого или события, во имя которого освящён храм или придельные престолы храма. Отмечается прихожанами отдельного церковного прихода или жителями отдельной деревни в день, установленный церковью.
Раньше престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех приходах (в каждом свой).
К престольному празднику начинали готовиться заранее. Подметали все улицы и дворы. Обновляли и убирали храм: чистили оклады на иконах, подсвечники, обновляли резьбу и краску на церковной утвари и т. П. В городах и в некоторых сёлах вечером накануне и в день праздника плошками с горящими факелами освещали колокольню, храм изнутри или снаружи. Всю эту работу обычно выполняли мужчины. Женщины же приводили в порядок дом, старались купить обновы для членов семьи, пекли хлеб и пироги, варили пиво. В некоторых местах варили пиво и готовили стол в складчину на всё село. Во всех семьях, ожидая гостей, закупали необходимые припасы. Каждый стремился в меру своих возможностей сделать праздничный стол богатым, чтобы накормить вволю и напоить всех гостей. Обед готовили с раннего утра в день праздника, поэтому в церкви женщин всегда было заметно меньше, чем мужчин.
Церковный ритуал престольных праздников и в столицах, и в самых отдалённых селениях почти не отличался. В храмовые праздники на селе после праздничной литургии по всем селениям прихода совершался крестный ход с хоругвями и иконами, которые несли так называемые «богоносцы» из числа прихожан. Если приход был небольшим, то иконы проносили по всем деревням ещё и до литургии. В некоторых сельских приходах священник с причтом начинал ходить по домам прихожан и служить молебен перед образом храмового святого за несколько дней до праздника. В сельской местности во время крёстного хода окроплялись святой водой не только дома жителей и надворные постройки, но и колодцы, реки, поля, домашний скот. Там, где хозяева выставляли у ворот накрытый белой скатертью стол с приготовленной для освящения водой, служили молебен. В отдельных домах по просьбе прихожан служились молебны, за что церковный причт одаривали «кто чем мог» — продуктами, деньгами. Во многих сёлах к праздничной трапезе обычно приступали лишь после того, как в избе побывала «престольная» икона.
|Обязательным считалось на храмовый праздник принять гостей — родственников, друзей, соседей. У крестьян крепко держался обычай в престольный праздник угощать «всякого заходящего в избу» — и земляка, и прохожего, и нищего. В этот день любому гостю были рады — старались накормить и напоить от души. Родственники и друзья обязательно ходили друг к другу в гости. Застолье сопровождалось беседами, обменом новостями, пением, а порой и плясками. До середины XIX века значительное место в песенном репертуаре пирующих занимали духовные стихи, псалмы, тропари.  Но к концу XIX — началу XX веков всюду уже пели «что кому в голову придёт».
К престольным праздникам нередко были приурочены базары или ярмарки, которые посещались преимущественно после обеда.
Гулянья в престольные праздники из года в год устраивались на одном и том же месте. В зависимости от условий и традиции это могли быть площадь рядом с церковью или прилегающие к ней улицы, околица, высокий берег реки или зелёный луг, загородная роща и т. П. К местам гуляний заранее стекался торговый люд со всякого рода сладостями. Особым спросом пользовались пряники, дешёвые конфеты, орехи, семечки, а также квас с изюмом. Праздничные гулянья обычно затягивались допоздна, а весной и летом кое-где продолжались до рассвета.


Деревня Алабино.

Престольные праздники:
- «Покров» - в честь иконы «Покрова Пресвятой Богородицы»
Отмечался 14 октября
– «Боголюбимая», в честь иконы Божьей Матери «Боголюбская» («Боголюбимая»).
Отмечался 1 июля.

Почему же алабинцы отмечали именно эти престольные праздники?
Итак, первый праздник – «Покров».
С незапамятных времён, а по историческим документам задолго до 1623 года, на месте нынешнего Покровского кладбища находился «Покровский погост усть Покровского врага (оврага)». Погост в то время означал местечко с церковью и домом, где могли останавливаться «гости» - купцы, монахи, проезжие да прохожие. Иногда там устраивались торги, ярмарки. Церковь, судя по названию погоста, была в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Но к 1623 году на месте погоста была уже пустошь. В это время пустошь была «во владении Василья Афанасьева сына Овцына». Рядом располагалось сельцо Лабино (Алабино) с неизвестной церквушкой. В 1676 году в Алабино была построена новая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Николая Чудотворца. Эта церковь не сохранилась до настоящего времени, но судя по старинным картам, располагалась она около алабинских прудов (Куркина оврага) на взгорке, приблизительно на месте бывшей ветлечебницы. В 1858 году церковь Покрова Пресвятой Богородицы строится в с. Петровском. Она является приделом к колокольне церкви Святителя Петра, митрополита Московского. Построена была князем А.В.Мещерским на месте погребения его ребёнка. А называется «Храм Покрова Пресвятой Богородицы в… Алабино»!!! Вот такое перемещение по истории и по земле совершила церковь. А на Покровском кладбище до войны тоже была церквушка. Как вспоминали старики, во время войны церквушка эта «ушла под землю». Объяснить же саму фразу никто не смог.
Немудрено, что с давних лет пошла традиция отмечать в Алабино престольный праздник – Покрова Пресвятой Богородицы.
Чему же посвящён этот праздник?
Известно, что празднование иконы Покрова Пресвятой Богородицы в Русской Православной Церкви было установлено князем Андреем Боголюбским в 1164 году. Событие, в честь которого совершается праздник, произошло в 910 году в осажденном племенами болгар и руссов (по другой версии – сарацинами) Константинополе во времена правления императора Льва Философа. В те времена и вся Византия, и Константинополь часто становились предметом территориальных притязаний соседних государств и отдельных племен, мусульман и язычников. Первого октября по старому стилю во Влахернском храме города, где хранились омофор и часть пояса Всеблагой Царицы Небесной, перенесенные сюда в V веке из Палестины, как всегда во время вражеских нападений, христиане собрались на всенощное бдение и литургию, чтобы испросить у Господа и Пресвятой Матери Его защиты от нашествия иноплеменников. Среди пришедших в храм был славянин, когда-то проданный в рабство некоему Феогносту, Андрей, Христа ради юродивый, с учеником Епифанием; ему, святому Андрею, и принадлежит свидетельство этого великого знамения. В четвертом часу ночи святой Андрей внезапно поднял голову и увидел, как по воздуху, сияющему нездешним светом, в окружении ангелов и сонма святых идет Божия Матерь, а рядом с Нею по обе стороны – святой Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов. Пресвятая Дева преклонила колени и стала со слезами молиться за всех христиан, в вере живущих, Сыну Своему. После долгой молитвы Пречистая Предстательница наша подошла к алтарю и продолжила Свою молитву, а по окончании сняла омофор – покров со Своей головы и простерла его над всеми молящимися в храме. Вся Она при этом была озарена ярчайшим сиянием, а омофор в руках Ее, по словам святителя Дмитрия Ростовского, сверкал «подобно свету молнии». Не веря глазам своим, святой Андрей спросил у Епифания, видит ли он Царицу Небесную, которая молится обо всем мире? «Вижу, отче, и ужасаюсь», – ответил Епифаний. Святые, которым было дано увидеть это великое знамение, смотрели на него, пока Божия Матерь не удалилась с сопровождавшими Ее, и вместе с ней исчез и омофор, но осталось ощущение благодати и покоя в душах всех, кто был в храме. И, конечно, лодки и воинство, осадившее Константинополь, разметало внезапным вихрем, и Царьград был спасен.
Народный праздник Покрова отмечался всегда осенью в первый день октября (14 октября). В деревнях это было время окончания полевых работ и начала осеннего свадебного сезона. В эти дни у невест и женихов особым почётом пользовалась икона "Покров Пресвятой Богородицы". Молитва перед ней помогала в будущей семейной жизни. Вообще, считается, что особое покровительство икона оказывает именно женщинам.
Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Новгород, северная провинция. Начало XVI века.
Изображение старинной иконы прилагается.

Второй алабинский престольный праздник - «Боголюбимая». Он отмечался в деревне ещё в 80-х годах прошлого столетия.
К 1 июля готовились заранее, убирались в домах. На сам праздник обязательно пекли много пирогов с капустой и с яйцами. В этот день в деревню приходило много гостей с окрестных деревень. Собиралась вся родня, кто куда замуж вышел, оттуда приходили всем семейством. Готовили обильное застолье с непременным холодцом. А потом гуляли и пели песни под гармошку. Одним из таких гармонистов был и мой дед Сергей Сергеевич Амелин. Все подтягивались к нам в переулок, плясали и пели задорные частушки.
К сожалению, немного осталось в Алабино коренных жителей, ушли старики. Нет и праздника.
А вот откуда он к нам пришёл? Почему он был самым любимым да ещё престольным праздником? Где находился этот престол, в какой церкви?
Думаю, ответ мы вряд ли найдём. А вот поразмышлять можем.
Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, "Божия Матерь возлюбила это место", а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.
Как мы видим, обе иконы, и «Покрова», и «Боголюбская» связаны с именем Андрея Боголюбского. Правил он в земле Владимирской, основал там г. Боголюбов. Наверно, в этих местах обе иконы были особо почитаемы. И выходцы из этих мест вполне могли на вновь осваиваемых местах ставить церкви в честь особо почитаемых на своей родине икон. Кстати, и владелец Покровской пустоши в 1623 году (ныне Покровское кладбище) Овцын Василий Афанасьевич тоже родом из-под Владимира. Есть упоминания, что он владел землями в Можайском и Ржевском уездах Московской губернии. Может, это он возвёл нашу церковь. Ведь в его родовой деревне Овцыно Владимирской области точно была церковь в честь Боголюбской иконы Божьей Матери. Церковь эта не сохранилась. Но в память о ней в 2008 году в Овцыно была построена одноимённая часовня.
Может быть, у нашей церкви Покрова Пресвятой Богородицы, существовавшей до 1623 года, был придел в честь Боголюбской иконы. Все предпосылки для этого предположения имеются. Но, к сожалению, подтвердить это документально вряд ли удастся.
А вот гуляния в старину устраивали алабинцы «на берёзке» - большой поляне у реки Десны, которую когда-то называли «Малой Пахрой».

Теги: Селятино, Алабино, престольные праздники, история краеведение