СЕМЬ ОБИД.
У Юльки были неприятности. И доволь-но-таки крутые. И как вернуть всё на свои места она просто не знала. И поэтому Юлька сидела у себя в комнате и молчала. И молчала уже давно. Целых двадцать минут. На неё это было непохоже. Обычно она бол-тала неумолкая. А тут она сидела и молчала. И думала: «Что же делать?».
А день начинался неплохо. Юлька пре-красно выспалась. Одеваясь, как обычно, цапнулась со старшей сестрой, вкусно по-завтракала и пошла в школу.
В школе тоже всё прошло неплохо. На уроках не спрашивали, по контрольной - четвёрка. На перемене, правда, её какой-то мальчишка толкнул, но она успела дать ему «сдачи». Возвращаясь домой, Юлька прока-тилась с горки, возле которой играла какая-то мелюзга.
Дома она плотно пообедала и села делать уроки. Но как раз в это время Юлька вспом-нила, что у неё растёт новый зуб, и решила посмотреть на него. Она встала, подошла к зеркалу, открыла рот… потом закрыла и снова открыла….
И тут…тут Юлька поняла, что у неё про-блемы, и очень даже большие. Потому что Юлькин язык… раздвоился и стал похож на змеиный. Юлька проверила раз десять, но все десять раз она видела одно и тоже. И что делать она не знала. Посидев ещё пятнадцать минут и ещё раз проверив язык, девочка побежала к маме на кухню:
-- Мам! А может у человека язык стать как у змеи?
-- Нет, - ответила мама. - Никак не может.
-- А что если станет?
-- Ну, тогда в больнице его отрежут и при-шьют человеческий, - рассмеялась мама.
Юлька побрела к себе: «Тебе хорошо, мамочка, а что же мне-то делать?». Подумав, она пошла к бабушке:
-- Бабушка, а может человеческий язык превратиться в змеиный? - спросила она.
-- Да не должен бы, - ответила ей бабушка.
-- А если вдруг такое случится, что тогда делать? - спросила Юлька мрачнея.
Бабушка пристально посмотрела на внучку, вздохнула, потом подумала немного и проговорила:
-- Знаешь, когда я была ещё очень малень-кой, у одной девочки в нашем дворе язык, говорят, стал таким. Но никто не знал поче-му. И она долго сидела дома и не выходила на улицу. А однажды одна старушка сказала, что видно эта девочка семь человек за один день обидела. Вот Бог её и наказал. А что стало с той девочкой я и не знаю.
-- Бабушка, а как ты думаешь, что этой де-вочке надо было сделать, чтобы язык стал обыкновенным?
Задумалась бабушка, а потом сказала:
-- Я думаю, этой девочке надо было попро-сить прощения у всех тех, кого она обидела. А что это тебя так интересует?
-- Да нет, ничего, просто так, - ответила Юлька и поплелась к себе в комнату.
Плюхнувшись на кровать, она ещё раз проверила язык, глядя в карманное зеркаль-це. Ничего не изменилось, и она призадума-лась, кого это она могла сегодня обидеть. Да ещё семь человек! Ведь день был как день, такой же обычный. Ну, если только Светку, подружку, обозвала «дурой». Так Светка тоже обзывалась.
Ещё немного поразмышляв, вспомнила малышей на горке, которым сказала: «А ну-ка брысь отсюда, малявки, а то, как дам сей-час». Они с плачем разбежались. Так ведь не в первый раз. А раньше ничего не случалось.
Юлька поглядела на часы. Время двига-лось к девяти, а уроки не были сделаны. «Какие уроки?» - вертелось в голове.- «Как я завтра в школу с таким языком пойду?».
Заглянула мама:
-- Что это ты такая скучная? Не заболела? И щечки какие-то шершавые. Мороз что ли тебя пощипал? - она пощупала Юлькин лоб и, улыбнувшись, вышла.
Юлька схватилась за щёки. Может она медленно превращается в змею? Ей на се-кунду представилась такая картина, и на глазах выступили слёзы. Она судорожно стала припоминать, кого ещё могла обидеть? Вспомнилась учительница, которой она сказала, что готовилась к уроку. А сама ничего не читала. Выходит, обманула она учительницу. Но больше ничего в голову не шло. Обычные разговоры, обычное поведе-ние. Ничего особенного никому не говорила.
У Юльки даже голова разболелась, как усердно она думала. И девочка не заметила, как уснула.
И приснился ей страшный сон. Будто идет она по огромной поляне полной цветов. Вокруг красивые люди, они ей улыбаются. Среди них и папа, и мама, и сестра, и много знакомых и незнакомцев. Все они говорят ей что-то приятное. Но как только она что-то им отвечает, так удаляется от всех всё дальше и дальше. Она пытается им крикнуть и… оказывается в глухом лесу. Там темно и страшно. Она одна и не знает, куда ей идти. Пытается продраться сквозь кусты и ветки, но чем дальше она идет, тем темней лес. На-конец Юлька выбилась из сил и опустилась на поваленное дерево. «Что же мне делать, - думает она, - Хоть бы какой-нибудь человек мне встретился и сказал где я и куда мне идти. Я бы ему за это всё отдала, даже велосипед и роликовые коньки, которые мне подарили родители на день рождения».
-- А мне ничего не надо,- раздался чей-то голос за спиной.
Юлька испуганно оглянулась. Там стояла маленькая опрятная старушка. Она печально смотрела Юльке прямо в глаза.
-- Кто Вы и как здесь оказались, - спросила у неё Юлька.
-- Как кто? - удивилась старушка, - ты же хотела встретить кого-нибудь. Вот я и при-шла. Я просто человек. А человек человеку должен всегда помогать. Тебе ведь нужна помощь?
-- Да, да, мне очень нужна помощь. Я не знаю, где я и как мне отсюда выбраться.
-- Раньше, - проговорила старушка, - когда человек ругался, совершал плохие поступки, то про него говорили: «Наломал дров». Вот и ты оказалась среди валежника, который сама и наломала своим поведением.
-- Но ведь я ничего плохого не делала, - возразила Юлька, - вела себя как обычно.
-- Это очень плохо, что ты обижаешь лю-дей, а сама этого не замечаешь. Давай-ка вместе вспоминать. Вот ты утром встала. Сказала ты сестре « С добрым утром»?
-- Нет.
-- А что ты ей сказала?
-- Я… я… я проворчала, что она свет включила ярко, и что мешает мне одеваться, и всегда лезет вперёд меня умываться.
-- А это правда?
-- Нет, но мы всегда ворчим друг на друга.
-- А разве это правильно?
-- Нет.
-- Не забудь свой ответ.
-- Так, а соседка, которая с тобой поздоро-валась, когда ты утром шла в школу. Что ты ей ответила?
-- Ничего плохого я ей не говорила. Я ей вообще ничего не сказала.
-- Вот именно. А разве воспитанные люди так себя ведут? Иногда молчание - тоже зло. Ты поняла?
-- Да, - ответила Юлька.
-- Не забудь свой ответ.
-- А женщина, которая встретилась тебе по дороге домой. Помнишь её?
Юлька покраснела. Конечно, она помнила эту женщину. Та шла навстречу и улыбалась. А Юлька? Юлька… показала ей язык. Как раз тот самый, который теперь она боится кому-либо показывать.
Юлька подсчитала. Шесть человек она обидела. Кто же седьмой?
-- А седьмого ты должна вспомнить сама. И понять, как больно ты делаешь этому че-ловеку, когда плохо себя ведешь. До свида-ния! А если будет трудно, помни, я всегда помогу.
И старушка исчезла.
Юлька кинулась её искать и … просну-лась. Она открыла глаза. Над ней склонилась мама: «Ты что, Юленька? Ты так кричала, всё звала кого-то. Доченька, что с тобой? Повернись на другой бочок, и пусть тебе приснится хороший сон. Может тебе принести водички попить?».
-- Ничего мне не надо, - по привычке резко ответила Юлька и в этот момент она, нако-нец, поняла кто этот седьмой человек. Ну, конечно же, мама. Как же сразу она не дога-далась. Мама, которая всегда заботится о Юльке: и по ночам к ней встаёт, и уроки помогает делать, и подарки покупает, и все-гда рядом в трудную минуту. Она, Юлька, привыкла к этому, а сама чем отвечает маме? Частенько грубит, огрызается, обижается на маму, если та заставляет её что-то делать.
Юльке стало стыдно за своё поведение. Она обняла маму и прошептала: «Прости меня, мамочка. Я постараюсь тебя больше не огорчать». Мама улыбнулась, поцеловала Юльку и вышла. А Юлька ещё долго лежала с открытыми глазами.
Утром, когда Юлька проснулась, светило Солнце. Старшая сестра уже встала и нето-ропливо одевалась.
- С добрым утром! - пропела Юлька.
- С добрым утром! - улыбаясь, ответила се-стра и чмокнула Юльку в щечку. Юлька зажмурилась от удовольствия. Как здорово не ругаться! Она вскочила, оделась, умылась, причесалась, заправила кровать и пошла на кухню, откуда так вкусно пахло. Вся семья уже завтракала. Юлька сказала:
«С добрым утром» и поцеловала каждого. Это было для неё непривычно, но приятно. Все в ответ улыбались, но глядели недовер-чиво, как бы спрашивая, «Что с тобой?».
Потом Юлька побежала в школу. По до-роге она поздоровалась с соседкой и изви-нилась.
В школе она попросила прощения у Светки и предложила никогда не обзывать друг друга. Та подумала-подумала и согла-силась.
Учительнице Юлька призналась, что вче-ра не выучила уроки, но дала слово, что те-перь будет стараться вдвойне.
Возвращаясь со школы, она заглянула на горку. Те же малыши играли возле неё. Увидев Юльку, они собрались бежать, но она позвала их и сказала, что больше не бу-дет их обижать, а после домашних уроков придет с ними поиграть. Те обрадовались и Юльку простили.
Только вчерашней женщины нигде не было видно.
Юлька расстроилась и пошла домой. Дома первым делом проверила язык. Ничего не изменилось. Тогда девочка разделась и пошла к бабушке.
-- Здравствуй, бабушка, - вежливо поздо-ровалась она. - Помоги мне, пожалуйста.
-- Что случилось, внученька? Ну-ка рас-скажи.
И Юлька поведала бабушке и про свою беду, и про сон, и про своё поведение, и про женщину, которую нигде не нашла.
Бабушка задумалась, потом внимательно посмотрела на Юльку и сказала:
-- Если уж ты кого-то обидела, то надо обя-зательно повиниться. Но важнее - стараться никого не обижать, чтобы потом не было стыдно за свои слова и дела. Это очень трудно, но выполнимо. А женщину ту ты когда-нибудь встретишь и попросишь у неё прощения. Я думаю, она простит тебя, ведь ты же поняла, как плохо себя вела.
-- Да, бабушка, я буду стараться вести себя хорошо.
Юлька почувствовала, что во рту что-то изменилось. Она достала из кармана зер-кальце. Язык был её - родной, человеческий.
-- Ура! - закричала Юлька.
-- Внученька, а ты знаешь, что за старушка помогла тебе во сне?
-- Нет. А разве ты знаешь?
-- Я - знаю. Все называют её по-разному, но имя у неё одно - Совесть. Именно она не даёт нам спать спокойно, если что-то натворили. И именно она подсказывает нам, как себя вести. Я рада, что ты с ней встретилась. И, надеюсь, никогда этой встречи не забудешь.
Юлька ещё раз посмотрела в зеркальце и пробормотала:
-- Да, уж, я эту встречу никогда не забуду.